Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов

Республики Беларусь 21 июля 2015 г. N 2/2291

 

 

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

15 июля 2015 г. N 293-З

 

О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОМИТЕТЕ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Принят Палатой представителей 26 июня 2015 года

Одобрен Советом Республики 30 июня 2015 года

 

Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы деятельности Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь (далее, если не определено иное, - Государственный комитет судебных экспертиз), его основные задачи и полномочия, а также правовой статус, гарантии правовой и социальной защиты его сотрудников, имеющих специальные звания (далее, если не определено иное, - сотрудники), и лиц гражданского персонала (далее, если не определено иное, - лица гражданского персонала).

 

ГЛАВА 1

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Государственный комитет судебных экспертиз

 

Государственный комитет судебных экспертиз - централизованная система государственных органов, осуществляющих в соответствии с законодательными актами полномочия в сфере судебно-экспертной деятельности.

Государственный комитет судебных экспертиз является военизированной организацией, имеет официальные геральдические символы.

Государственный комитет судебных экспертиз подчиняется Президенту Республики Беларусь.

В подчинении Государственного комитета судебных экспертиз могут находиться организации, создаваемые по решению Президента Республики Беларусь.

 

Статья 2. Правовая основа деятельности Государственного комитета судебных экспертиз

 

Правовую основу деятельности Государственного комитета судебных экспертиз составляют Конституция Республики Беларусь, настоящий Закон, другие законы Республики Беларусь, правовые акты Президента Республики Беларусь, иные акты законодательства и международные договоры Республики Беларусь.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международного договора.

 

Статья 3. Принципы деятельности Государственного комитета судебных экспертиз

 

Деятельность Государственного комитета судебных экспертиз основывается на принципах:

законности;

соблюдения интересов государства, защиты прав и законных интересов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее, если не определено иное, - граждане);

объективности, всесторонности и полноты проведения судебных экспертиз, экспертиз (исследований), экспертиз (далее, если не определено иное, - экспертные исследования);

допустимости и достоверности методов, используемых при проведении экспертных исследований;

независимости от деятельности других государственных органов, политических партий, других общественных объединений и иных организаций, должностных лиц при осуществлении своих полномочий в сфере судебно-экспертной деятельности.

 

Статья 4. Основные задачи Государственного комитета судебных экспертиз

 

Основными задачами Государственного комитета судебных экспертиз являются:

реализация единой государственной политики в сфере судебно-экспертной деятельности, включая ее научно-методическое обеспечение;

осуществление судебно-экспертной деятельности;

определение и реализация основных направлений совершенствования судебно-экспертной деятельности, внедрение в практику достижений науки и техники, положительного опыта, прогрессивных форм и методов организации и проведения экспертных исследований;

организация подготовки и обучения по образовательным программам дополнительного образования взрослых лиц, намеревающихся осуществлять (осуществляющих) судебно-экспертную деятельность, научных работников в пределах своей компетенции;

организация и развитие в пределах своей компетенции международного сотрудничества в сфере судебно-экспертной деятельности.

 

Статья 5. Взаимодействие Государственного комитета судебных экспертиз с другими государственными органами, иными организациями и гражданами

 

Государственный комитет судебных экспертиз осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими государственными органами и иными организациями, в том числе правоохранительными органами и иными организациями иностранных государств, международными организациями, и гражданами в соответствии с законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.

Государственные органы и иные организации в пределах своей компетенции оказывают содействие Государственному комитету судебных экспертиз в выполнении возложенных на него задач и функций, в том числе направляют специалистов для участия в работе комиссий экспертов в порядке, установленном законодательством.

При оказании содействия Государственному комитету судебных экспертиз в выполнении возложенных на него задач и функций организации здравоохранения независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности обязаны:

осуществлять все виды медицинского обследования в амбулаторных и стационарных условиях лиц, направляемых им Государственным комитетом судебных экспертиз (государственные организации здравоохранения - безвозмездно);

предоставлять помещения, обеспечивать необходимые условия для исполнения сотрудниками и лицами гражданского персонала своих служебных обязанностей;

предоставлять судебным экспертам Государственного комитета судебных экспертиз медицинские документы в порядке, установленном законодательством.

 

ГЛАВА 2

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ

 

Статья 6. Система Государственного комитета судебных экспертиз

 

В систему Государственного комитета судебных экспертиз входят следующие государственные органы:

центральный аппарат Государственного комитета судебных экспертиз;

территориальные органы Государственного комитета судебных экспертиз:

управления Государственного комитета судебных экспертиз по областям и г. Минску;

районные (межрайонные), городские, районные (межрайонные) в г. Минске отделы Государственного комитета судебных экспертиз.

 

Статья 7. Центральный аппарат Государственного комитета судебных экспертиз

 

Центральный аппарат Государственного комитета судебных экспертиз возглавляет систему Государственного комитета судебных экспертиз и осуществляет в пределах своих полномочий регулирование и управление в сфере судебно-экспертной деятельности, а также координацию деятельности других государственных органов, иных организаций и физических лиц в этой сфере.

В структуру центрального аппарата Государственного комитета судебных экспертиз входят главные управления, управления, отделы, секторы. В центральном аппарате Государственного комитета судебных экспертиз в целях технического обслуживания и обеспечения его деятельности могут создаваться иные подразделения в соответствии с законодательством.

Центральный аппарат Государственного комитета судебных экспертиз является юридическим лицом, имеет печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.

 

Статья 8. Управления Государственного комитета судебных экспертиз по областям и г. Минску

 

Управления Государственного комитета судебных экспертиз по областям и г. Минску непосредственно подчинены центральному аппарату Государственного комитета судебных экспертиз.

Управления Государственного комитета судебных экспертиз по областям и г. Минску осуществляют руководство соответствующими районными (межрайонными), городскими, районными (межрайонными) в г. Минске отделами Государственного комитета судебных экспертиз, их материально-техническое, финансовое, организационное, кадровое обеспечение, а также контроль за их деятельностью.

В структуру управлений Государственного комитета судебных экспертиз по областям и г. Минску входят управления, отделы, секторы. В управлениях Государственного комитета судебных экспертиз по областям и г. Минску в целях технического обслуживания и обеспечения их деятельности могут создаваться иные подразделения в соответствии с законодательством.

Управления Государственного комитета судебных экспертиз по областям и г. Минску являются юридическими лицами, имеют печати и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.

 

Статья 9. Районные (межрайонные), городские, районные (межрайонные) в г. Минске отделы Государственного комитета судебных экспертиз

 

Районные (межрайонные), городские, районные (межрайонные) в г. Минске отделы Государственного комитета судебных экспертиз непосредственно подчинены соответствующим управлениям Государственного комитета судебных экспертиз по областям и г. Минску.

Районные (межрайонные), городские, районные (межрайонные) в г. Минске отделы Государственного комитета судебных экспертиз являются юридическими лицами, имеют печати и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.

 

Статья 10. Функции и полномочия Государственного комитета судебных экспертиз

 

Государственный комитет судебных экспертиз в соответствии с возложенными на него задачами:

проводит судебные экспертизы по уголовным и гражданским делам, делам об административных правонарушениях, экономическим делам, материалам проверок по заявлениям (сообщениям) о преступлениях;

проводит экспертизы (исследования) по материалам государственных органов, в том числе осуществляющих дознание, оперативно-розыскную деятельность, государственных органов и иных организаций, осуществляющих контрольную (надзорную) деятельность, в порядке и случаях, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь;

проводит экспертизы по обращениям граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц;

проводит мероприятия по поддержанию на надлежащем уровне качества и своевременности проведения экспертных исследований;

ведет криминалистические учеты и коллекции;

подтверждает на договорной основе соответствие служебного и гражданского оружия и боеприпасов к нему требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;

осуществляет забор органов и (или) тканей у умершего донора при отсутствии у него кровообращения и дыхания, а также иные виды медицинской деятельности в порядке, установленном законодательством;

осуществляет надзор за качеством оказания медицинской помощи организациями здравоохранения независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности (далее - надзор за качеством оказания медицинской помощи);

обеспечивает участие сотрудников и лиц гражданского персонала из числа судебных экспертов в качестве специалистов в следственных и других процессуальных действиях, оперативно-розыскных мероприятиях, проводимых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а также в проведении органами внутренних дел добровольной и обязательной государственной дактилоскопической регистрации;

использует на безвозмездной основе с соблюдением требований законодательства информационные системы, базы и банки данных, в том числе других государственных органов и иных организаций;

осуществляет учет и хранение материалов и объектов, относящихся к его деятельности;

заключает договоры с государственными органами, иными организациями и физическими лицами;

обеспечивает реализацию государственной кадровой политики и проводит идеологическую работу, реализует мероприятия по укреплению производственно-технологической, исполнительской, служебной и трудовой дисциплины в Государственном комитете судебных экспертиз;

реализует меры по обеспечению правовой и социальной защиты сотрудников и лиц гражданского персонала, граждан Республики Беларусь, уволенных со службы в Государственном комитете судебных экспертиз в запас (отставку), членов их семей, а также членов семей погибших (умерших) сотрудников и лиц гражданского персонала из числа судебных экспертов;

разрабатывает в пределах своей компетенции предложения по совершенствованию законодательства, участвует в разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, государственных программ, в том числе в сфере судебно-экспертной деятельности;

рассматривает в соответствии с законодательством обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, организует личный прием граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, их представителей и представителей юридических лиц;

организует своевременное доведение до сведения государственных органов и иных организаций информации о недостатках, выявленных при проведении по их материалам экспертных исследований, повлиявших на экспертные выводы;

информирует заинтересованные государственные органы о выявленных недостатках в организации и оказании медицинской помощи населению на территории Республики Беларусь;

проводит судебные экспертизы по гражданским и экономическим делам на платной основе в соответствии с требованиями гражданского процессуального и хозяйственного процессуального законодательства;

осуществляет иные функции, предусмотренные законодательными актами.

Государственный комитет судебных экспертиз в целях реализации возложенных на него задач и функций имеет право:

запрашивать и получать в установленном порядке на безвозмездной основе от государственных органов и иных организаций документы, необходимые материалы и иную информацию, без письменного согласия физических лиц получать сведения из информационных систем, содержащих персональные данные, и иметь доступ, в том числе удаленный, к информационным системам, содержащим такие данные, по письменному запросу или на основании соглашения о предоставлении персональных данных между Государственным комитетом судебных экспертиз и другими государственными органами;

получать информацию, составляющую врачебную тайну, без согласия пациента или лиц, указанных в части второй статьи 18 Закона Республики Беларусь от 18 июня 1993 года "О здравоохранении" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1993 г., N 24, ст. 290; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., N 159, 2/1460), если она необходима для проведения судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, забора органов и (или) тканей, осуществления надзора за качеством оказания медицинской помощи;

приобретать и использовать в установленном порядке оружие, боеприпасы к нему, специальные и транспортные средства, средства связи, организационную технику, средства и системы охраны, здания, сооружения и другое имущество;

осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами и решениями Президента Республики Беларусь.

Для решения вопросов, связанных с определением уровня квалификации лиц, намеревающихся осуществлять (осуществляющих) судебно-экспертную деятельность, их аттестацией на присвоение (подтверждение, приостановление, лишение) права самостоятельного проведения судебных экспертиз, в Государственном комитете судебных экспертиз создается экспертно-квалификационная комиссия.

Порядок осуществления деятельности экспертно-квалификационной комиссии Государственного комитета судебных экспертиз, в том числе порядок проведения аттестации лиц, намеревающихся осуществлять (осуществляющих) судебно-экспертную деятельность, на присвоение (подтверждение, приостановление, лишение) права самостоятельного проведения судебных экспертиз, определяется Государственным комитетом судебных экспертиз.

Центральный аппарат и территориальные органы Государственного комитета судебных экспертиз являются учебными, в том числе клиническими, базами для научных организаций, учреждений высшего образования и дополнительного образования взрослых.

 

Статья 11. Полномочия центрального аппарата Государственного комитета судебных экспертиз

 

Центральный аппарат Государственного комитета судебных экспертиз помимо функций и полномочий, предусмотренных статьей 10 настоящего Закона, при выполнении возложенных на него задач:

обеспечивает руководство территориальными органами Государственного комитета судебных экспертиз, в установленном порядке осуществляет ведомственный контроль за соответствием требованиям законодательства их деятельности, а также деятельности подчиненных Государственному комитету судебных экспертиз организаций;

организует контроль за реализацией мероприятий по поддержанию на надлежащем уровне качества и своевременности проведения экспертных исследований, эффективностью использования технических средств;

определяет критерии оценки эффективности судебно-экспертной деятельности;

анализирует формы, методы и результативность участия сотрудников и лиц гражданского персонала из числа судебных экспертов в следственных и других процессуальных действиях, проводимых органами, ведущими уголовный процесс, оперативно-розыскных мероприятиях, проводимых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, результативность использования криминалистических учетов и коллекций, технических средств и криминалистических методов, организует и реализует мероприятия по повышению эффективности этой работы;

устанавливает порядок (разрабатывает методики) проведения судебных экспертиз в соответствии с требованиями уголовно-процессуального, гражданского процессуального, хозяйственного процессуального законодательства, процессуально-исполнительного законодательства об административных правонарушениях;

устанавливает порядок проведения на платной основе экспертиз по обращениям граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц;

осуществляет от имени Государственного комитета судебных экспертиз выдачу специальных разрешений (лицензий) на осуществление судебно-экспертной деятельности, их дубликатов, внесение в специальные разрешения (лицензии) изменений и (или) дополнений, приостановление, возобновление, продление срока действия, прекращение действия и аннулирование специальных разрешений (лицензий), контроль (надзор) за соблюдением лицензиатами законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий осуществления судебно-экспертной деятельности;

устанавливает порядок ведения криминалистических учетов и коллекций;

определяет основные направления совершенствования судебно-экспертной деятельности, принимает меры по их реализации, внедрению в практику достижений науки и техники, положительного, в том числе зарубежного, опыта, прогрессивных форм, методов организации и проведения экспертных исследований;

устанавливает единый порядок формирования и представления форм ведомственной статистической отчетности (наблюдения) о судебно-экспертной деятельности, рассмотрении обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, финансовой и кадровой деятельности, материально-техническом обеспечении Государственного комитета судебных экспертиз;

устанавливает порядок учета и хранения материалов и объектов, относящихся к деятельности Государственного комитета судебных экспертиз;

принимает (согласовывает) в пределах своей компетенции нормативные правовые акты и совершает иные юридически значимые действия от имени Государственного комитета судебных экспертиз, осуществляет контроль за исполнением нормативных правовых актов Государственного комитета судебных экспертиз;

осуществляет централизованное информационно-аналитическое обеспечение Государственного комитета судебных экспертиз, создает информационные системы, базы, банки данных, включая реестры в сфере судебно-экспертной деятельности, и обеспечивает их эксплуатацию, а также обеспечивает доступ других государственных органов, в том числе правоохранительных, к указанным информационным системам, базам, банкам данных в порядке, предусмотренном соглашениями между Государственным комитетом судебных экспертиз и этими государственными органами;

организует и проводит мероприятия по технической эксплуатации, метрологии и ремонту технических средств, готовит предложения по разработке новых видов технических средств для внедрения их в практическую судебно-экспертную деятельность;

организует работу по реализации государственной кадровой политики в Государственном комитете судебных экспертиз, включая организацию подбора, расстановки, аттестации сотрудников и лиц гражданского персонала, их подготовки и обучения по образовательным программам дополнительного образования взрослых, формирование резерва руководящих кадров;

организует и проводит мероприятия по обеспечению в Государственном комитете судебных экспертиз собственной безопасности и защиты государственных секретов;

организует идеологическую работу, проведение мероприятий по укреплению производственно-технологической, исполнительской, служебной и трудовой дисциплины в Государственном комитете судебных экспертиз и подчиненных ему организациях;

проводит мероприятия по организации мобилизационной работы в Государственном комитете судебных экспертиз;

устанавливает порядок направления в служебные командировки сотрудников в пределах Республики Беларусь;

организует в соответствии с законодательством материальное, пенсионное, социальное и иное обеспечение, медицинское обслуживание, санаторно-курортное лечение и оздоровление сотрудников, граждан Республики Беларусь, уволенных со службы в Государственном комитете судебных экспертиз в запас (отставку), членов их семей, членов семей погибших (умерших) сотрудников, а также социальное обеспечение членов семей погибших (умерших) лиц гражданского персонала из числа судебных экспертов;

утверждает в пределах своей компетенции нормативы эксплуатации и порядок списания материальных ценностей в Государственном комитете судебных экспертиз;

разрабатывает порядок материально-технического обеспечения Государственного комитета судебных экспертиз, нормы его обеспечения вооружением и специальными средствами, нормы снабжения его сотрудников предметами формы одежды, знаками различия по специальным званиям и иным вещевым имуществом;

обеспечивает в установленном порядке сопровождение внедрения в Государственном комитете судебных экспертиз апробированных научных разработок;

организует и проводит семинары, совещания, учебные сборы, конкурсы, научно-практические конференции, симпозиумы, конгрессы, съезды, в том числе международные, создает рабочие группы, комиссии, советы, включая межведомственные;

осуществляет международное сотрудничество, участвует в заключении международных договоров Республики Беларусь, заключает в установленном порядке международные договоры Республики Беларусь межведомственного характера;

устанавливает порядок ведения делопроизводства в Государственном комитете судебных экспертиз;

определяет особенности правового регулирования служебного (рабочего) времени и времени отдыха для сотрудников и лиц гражданского персонала из числа судебных экспертов;

обеспечивает организацию научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, необходимых для решения задач в сфере судебно-экспертной и правоохранительной деятельности, выступает заказчиком научных, научно-технических и инновационных программ и проектов;

разрабатывает и утверждает Правила профессиональной этики лиц, осуществляющих судебно-экспертную деятельность;

определяет по согласованию с заинтересованными государственными органами порядок исчисления стажа экспертной работы, порядок исчисления стажа работы по специальности (в отрасли), в том числе условия и периоды, включаемые в стаж работы по специальности (в отрасли), для повышения тарифных ставок (окладов) лиц гражданского персонала;

устанавливает порядок использования полиграфа при приеме на службу (работу) в Государственный комитет судебных экспертиз, в том числе получения согласия кандидатов на использование полиграфа;

определяет по согласованию с заинтересованными государственными органами порядок доставления и помещения в экспертные подразделения органов Государственного комитета судебных экспертиз лиц для проведения судебно-психиатрических экспертиз, а также их содержания в таких подразделениях и выписки из них;

вправе выпускать печатные средства массовой информации;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательными актами.

 

ГЛАВА 3

РУКОВОДСТВО ГОСУДАРСТВЕННЫМ КОМИТЕТОМ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ

 

Статья 12. Полномочия Президента Республики Беларусь по руководству Государственным комитетом судебных экспертиз

 

Президент Республики Беларусь:

осуществляет общее руководство Государственным комитетом судебных экспертиз;

утверждает Положение о центральном аппарате Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, Положение о порядке прохождения службы в Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь, Дисциплинарный устав Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, текст Присяги сотрудника Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, перечень соответствия специальных званий сотрудников Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь воинским званиям, специальным званиям сотрудников органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, работников органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, классным чинам прокурорских работников, перечень должностей в Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь, которые могут замещаться государственными служащими;

устанавливает общую штатную численность Государственного комитета судебных экспертиз и подчиненных ему государственных учреждений, в том числе сотрудников, а также штатную численность центрального аппарата Государственного комитета судебных экспертиз;

согласовывает структуру центрального аппарата Государственного комитета судебных экспертиз;

принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации государственных органов, входящих в систему Государственного комитета судебных экспертиз, а также подчиненных ему организаций;

учреждает форму одежды и знаки различия сотрудников, иные официальные геральдические символы Государственного комитета судебных экспертиз;

утверждает перечень должностей высшего начальствующего состава Государственного комитета судебных экспертиз и соответствующих этим должностям специальных званий;

назначает на должности, отстраняет и освобождает от должностей Председателя Государственного комитета судебных экспертиз, его заместителей;

согласовывает назначение на должности, отстранение и освобождение от должностей начальников управлений Государственного комитета судебных экспертиз по областям и г. Минску;

определяет предельную численность должностей в Государственном комитете судебных экспертиз, которым соответствуют специальные звания "полковник юстиции", "полковник медицинской службы";

присваивает лицам начальствующего состава Государственного комитета судебных экспертиз специальные звания "полковник юстиции", "полковник медицинской службы" и специальные звания высшего начальствующего состава;

награждает государственными наградами сотрудников, лиц гражданского персонала, работников подчиненных Государственному комитету судебных экспертиз организаций;

согласовывает перечень категорий сотрудников, которые наделяются правом ношения, хранения, использования и применения боевого и служебного оружия;

утверждает численность и персональный состав коллегии Государственного комитета судебных экспертиз;

устанавливает порядок материально-технического обеспечения Государственного комитета судебных экспертиз, нормы его обеспечения вооружением и специальными средствами, нормы снабжения его сотрудников предметами формы одежды, знаками различия по специальным званиям и иным вещевым имуществом;

принимает решения по вопросам правовой и социальной защиты сотрудников, граждан Республики Беларусь, уволенных со службы в Государственном комитете судебных экспертиз в запас (отставку), членов их семей, лиц гражданского персонала, а также членов семей погибших (умерших) сотрудников и лиц гражданского персонала из числа судебных экспертов;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами.

 

Статья 13. Полномочия Председателя Государственного комитета судебных экспертиз

 

Председатель Государственного комитета судебных экспертиз:

осуществляет руководство Государственным комитетом судебных экспертиз;

несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Государственный комитет судебных экспертиз задач, а также за состояние идеологической работы в Государственном комитете судебных экспертиз;

информирует Президента Республики Беларусь о состоянии судебно-экспертной деятельности и мерах по повышению ее эффективности;

издает в пределах своей компетенции приказы, распоряжения, дает указания, обязательные для исполнения сотрудниками, лицами гражданского персонала и руководителями подчиненных Государственному комитету судебных экспертиз организаций, отменяет противоречащие законодательству правовые акты должностных лиц Государственного комитета судебных экспертиз и подчиненных ему организаций;

вносит в установленном порядке на рассмотрение Президента Республики Беларусь:

предложения об установлении общей штатной численности Государственного комитета судебных экспертиз и подчиненных ему государственных учреждений, в том числе сотрудников, а также штатной численности центрального аппарата Государственного комитета судебных экспертиз;

предложения о создании, реорганизации и ликвидации государственных органов, входящих в систему Государственного комитета судебных экспертиз, и подчиненных ему организаций;

представления о назначении на должности, об отстранении, освобождении от должностей заместителей Председателя Государственного комитета судебных экспертиз, о присвоении лицам начальствующего состава Государственного комитета судебных экспертиз специальных званий "полковник юстиции", "полковник медицинской службы" и специальных званий высшего начальствующего состава, о награждении государственными наградами сотрудников, лиц гражданского персонала, работников подчиненных Государственному комитету судебных экспертиз организаций;

порядок материально-технического обеспечения Государственного комитета судебных экспертиз, нормы его обеспечения вооружением и специальными средствами, нормы снабжения его сотрудников предметами формы одежды, знаками различия по специальным званиям и иным вещевым имуществом;

предложения по вопросам правовой и социальной защиты сотрудников, граждан Республики Беларусь, уволенных со службы в Государственном комитете судебных экспертиз в запас (отставку), членов их семей, лиц гражданского персонала, а также членов семей погибших (умерших) сотрудников и лиц гражданского персонала из числа судебных экспертов;

по согласованию с Президентом Республики Беларусь утверждает структуру центрального аппарата Государственного комитета судебных экспертиз, назначает на должности, отстраняет, освобождает от должностей начальников управлений Государственного комитета судебных экспертиз по областям и г. Минску, определяет перечень категорий сотрудников, которые наделяются правом ношения, хранения, использования и применения боевого и служебного оружия;

утверждает штатное расписание центрального аппарата Государственного комитета судебных экспертиз, структуры и штатные расписания территориальных органов Государственного комитета судебных экспертиз и подчиненных ему государственных учреждений в пределах установленной общей штатной численности Государственного комитета судебных экспертиз и подчиненных ему государственных учреждений, структуру и штатное расписание подчиненных Государственному комитету судебных экспертиз организаций, не являющихся государственными учреждениями;

перераспределяет штатную численность в системе Государственного комитета судебных экспертиз в пределах установленной общей штатной численности Государственного комитета судебных экспертиз и подчиненных ему государственных учреждений (за исключением штатной численности его центрального аппарата);

распределяет обязанности между своими заместителями, определяет полномочия руководителей структурных подразделений центрального аппарата Государственного комитета судебных экспертиз, начальников управлений Государственного комитета судебных экспертиз по областям и г. Минску, руководителей подчиненных Государственному комитету судебных экспертиз организаций, делегирует часть предоставленных ему полномочий своим заместителям, руководителям структурных подразделений центрального аппарата Государственного комитета судебных экспертиз, начальникам управлений Государственного комитета судебных экспертиз по областям и г. Минску;

утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата и о территориальных органах Государственного комитета судебных экспертиз, уставы подчиненных Государственному комитету судебных экспертиз организаций;

утверждает перечни должностей рядового, младшего, среднего и старшего начальствующего состава Государственного комитета судебных экспертиз, соответствующие этим должностям специальные звания, а также перечень должностей, которые могут замещаться лицами гражданского персонала (за исключением должностей государственных служащих);

обеспечивает реализацию государственной кадровой политики в Государственном комитете судебных экспертиз;

назначает на должности, отстраняет, освобождает от должностей сотрудников, лиц гражданского персонала, руководителей подчиненных Государственному комитету судебных экспертиз организаций, если иное не предусмотрено законодательными актами, применяет к ним меры поощрения и налагает на них дисциплинарные взыскания;

в пределах своей компетенции присваивает сотрудникам специальные звания, понижает и восстанавливает в специальных званиях;

принимает меры по соблюдению сотрудниками, лицами гражданского персонала, работниками подчиненных Государственному комитету судебных экспертиз организаций производственно-технологической, исполнительской, служебной и трудовой дисциплины, поддержанию на высоком уровне их морально-психологического состояния, а также по обеспечению безопасных условий их труда;

утверждает образцы служебных удостоверений и жетона с личным номером сотрудников, служебных удостоверений (пропусков) лиц гражданского персонала;

устанавливает в соответствии с законодательством порядок и условия выплаты денежного довольствия сотрудникам и заработной платы лицам гражданского персонала, единовременного пособия на оздоровление, премирования, а также порядок, условия и размеры выплаты материальной помощи в связи с непредвиденными материальными затруднениями;

в пределах своей компетенции обеспечивает соблюдение в Государственном комитете судебных экспертиз требований по защите государственных секретов;

устанавливает в соответствии с законодательством нормы положенности транспортных средств, средств связи, иных материально-технических средств, необходимых для оснащения Государственного комитета судебных экспертиз, нормативы эксплуатации и порядок списания материальных средств в Государственном комитете судебных экспертиз и подчиненных ему государственных учреждениях;

устанавливает нормы снабжения сотрудников и лиц гражданского персонала средствами индивидуальной защиты;

устанавливает с учетом требований законодательства порядок хранения и ношения оружия сотрудниками;

распределяет средства, выделяемые из республиканского бюджета на содержание Государственного комитета судебных экспертиз и подчиненных ему государственных учреждений, в пределах своей компетенции вносит в Совет Министров Республики Беларусь предложения по проекту республиканского бюджета на очередной финансовый год и отчет об исполнении его в части, касающейся Государственного комитета судебных экспертиз и подчиненных ему государственных учреждений;

действует без доверенности от имени Государственного комитета судебных экспертиз и подчиненных ему государственных учреждений, представляет их интересы в государственных органах и иных организациях, в установленном порядке распоряжается имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь и закрепленным на праве оперативного управления и хозяйственного ведения соответственно за его центральным аппаратом, территориальными органами и подчиненными организациями;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами.

 

Статья 14. Коллегия Государственного комитета судебных экспертиз

 

В Государственном комитете судебных экспертиз для рассмотрения основных вопросов его деятельности создается коллегия, численность и персональный состав которой по представлению Председателя Государственного комитета судебных экспертиз утверждаются Президентом Республики Беларусь.

Заседание коллегии Государственного комитета судебных экспертиз считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей членов коллегии Государственного комитета судебных экспертиз. Решения коллегии Государственного комитета судебных экспертиз принимаются простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании, и оформляются постановлениями коллегии Государственного комитета судебных экспертиз. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий.

Порядок подготовки материалов для рассмотрения коллегией, проведения ее заседаний определяется Председателем Государственного комитета судебных экспертиз.

Для решения вопросов координации деятельности Государственного комитета судебных экспертиз с другими государственными органами могут проводиться совместные заседания коллегий Государственного комитета судебных экспертиз и других государственных органов.

 

ГЛАВА 4

СОТРУДНИКИ И ЛИЦА ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА

 

Статья 15. Сотрудники

 

Сотрудниками являются граждане Республики Беларусь, способные по своим личным, моральным и деловым качествам, состоянию здоровья, уровню основного образования выполнять задачи, возложенные на Государственный комитет судебных экспертиз, принятые на службу в Государственный комитет судебных экспертиз, которым в установленном порядке присвоено специальное звание, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.

Граждане Республики Беларусь, принятые на службу в Государственный комитет судебных экспертиз, зачисляются в кадры Государственного комитета судебных экспертиз и снимаются с воинского учета в соответствии с законодательством.

Сотрудникам в установленном порядке выдаются форма одежды и знаки различия по специальным званиям, а также служебное удостоверение и жетон с личным номером.

 

Статья 16. Служба в Государственном комитете судебных экспертиз

 

Служба в Государственном комитете судебных экспертиз (далее, если не определено иное, - служба) является видом государственной службы в Республике Беларусь и заключается в выполнении сотрудниками задач, возложенных законодательными актами на Государственный комитет судебных экспертиз.

Прохождение службы включает прием на службу, назначение на должность, аттестацию, присвоение специального звания, увольнение со службы, а также другие обстоятельства (события), которые в соответствии с законодательством определяют служебно-правовое положение сотрудников.

Служба на должностях, подлежащих замещению лицами среднего, старшего и высшего начальствующего состава Государственного комитета судебных экспертиз, засчитывается в стаж государственной службы на условиях и в порядке, установленных законодательством.

Должности среднего, старшего и высшего начальствующего состава Государственного комитета судебных экспертиз могут замещаться лицами гражданского персонала, в том числе государственными служащими.

Порядок и условия прохождения службы сотрудниками, в том числе перечень специальных званий сотрудников и порядок их присвоения, устанавливаются Положением о порядке прохождения службы в Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь.

 

Статья 17. Присяга сотрудника

 

Граждане Республики Беларусь, впервые принятые на службу, приносят Присягу, текст которой утверждается Президентом Республики Беларусь.

Порядок принесения Присяги устанавливается Председателем Государственного комитета судебных экспертиз.

 

Статья 18. Лица гражданского персонала

 

Лица, которые занимают в Государственном комитете судебных экспертиз штатные должности государственных служащих, судебных экспертов, не имеющих специальных званий, а также медицинские работники и иные работники, в том числе осуществляющие техническое обслуживание и обеспечивающие деятельность Государственного комитета судебных экспертиз, являются лицами гражданского персонала.

Перечень должностей в Государственном комитете судебных экспертиз, которые могут замещаться государственными служащими, устанавливается Президентом Республики Беларусь.

Права и обязанности лиц гражданского персонала определяются законодательством о труде, а лиц гражданского персонала из числа медицинских работников и государственных служащих - также соответственно законодательством о здравоохранении и о государственной службе.

Присвоение квалификационных категорий лицам гражданского персонала, в том числе присвоение (подтверждение, снижение, лишение) квалификационных категорий лицам гражданского персонала из числа судебных экспертов и медицинских работников, осуществляется в порядке, установленном Государственным комитетом судебных экспертиз.

 

Статья 19. Правовой статус сотрудников и лиц гражданского персонала

 

Сотрудники и лица гражданского персонала имеют права и исполняют обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами, в пределах своей компетенции в соответствии с занимаемой должностью.

Сотрудники при исполнении служебных обязанностей имеют право применять физическую силу, специальные средства в случаях и порядке, установленных настоящим Законом.

Отдельные сотрудники наделяются правом ношения, хранения, использования и применения боевого и служебного оружия.

 

Статья 20. Ограничения, связанные со службой (работой) в Государственном комитете судебных экспертиз

 

Сотрудники не могут быть членами политических партий, других общественных объединений, преследующих политические цели.

Сотрудникам запрещено заниматься другой оплачиваемой работой (деятельностью), кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности, медицинской практики, осуществляемых по согласованию с руководителем органа Государственного комитета судебных экспертиз, в котором они проходят службу (в отношении руководителя органа Государственного комитета судебных экспертиз - по согласованию с его непосредственным начальником), получать от иностранных государств документы, предоставляющие права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью, а равно пользоваться такими льготами и преимуществами, если иное не вытекает из международных договоров Республики Беларусь.

На сотрудников также распространяются ограничения и правовые запреты, установленные законодательными актами в сфере борьбы с коррупцией.

Лицам гражданского персонала из числа судебных экспертов запрещено заниматься в организациях, за исключением подчиненных Государственному комитету судебных экспертиз, у индивидуальных предпринимателей или самостоятельно другой оплачиваемой работой (деятельностью), кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности, медицинской практики, осуществляемых по согласованию с руководителем органа Государственного комитета судебных экспертиз, в котором они работают.

Законодательными актами могут устанавливаться иные ограничения, связанные со службой (работой) в Государственном комитете судебных экспертиз.

 

Статья 21. Обязательность выполнения законных требований сотрудников и лиц гражданского персонала из числа судебных экспертов

 

Законные требования сотрудников и лиц гражданского персонала из числа судебных экспертов обязательны для выполнения всеми организациями, должностными лицами и гражданами.

Невыполнение законных требований сотрудников и лиц гражданского персонала из числа судебных экспертов, другие действия, препятствующие выполнению возложенных на Государственный комитет судебных экспертиз задач, влекут ответственность, установленную законодательными актами.

 

ГЛАВА 5

ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ, ПРИМЕНЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОРУЖИЯ СОТРУДНИКАМИ

 

Статья 22. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств, применения и использования оружия сотрудниками

 

Сотрудники при осуществлении полномочий Государственного комитета судебных экспертиз имеют право применять физическую силу, специальные средства, применять и использовать оружие, если иными способами осуществление таких полномочий не представляется возможным.

Физическая сила, специальные средства применяются, оружие применяется и используется исходя из складывающейся обстановки по усмотрению сотрудника в случаях, предусмотренных настоящим Законом. Применению физической силы, специальных средств и оружия должно предшествовать четко выраженное и очевидное для лица, против которого они могут быть применены, предупреждение сотрудником о намерении их применить, за исключением случаев, когда промедление в их применении создаст непосредственную опасность для жизни сотрудника, иных граждан либо может повлечь иные тяжкие последствия.

В случае, когда избежать применения физической силы, специальных средств, применения и использования оружия невозможно, сотрудник обязан стремиться причинить наименьший вред жизни, здоровью, чести, достоинству и имуществу граждан, а также принять меры по немедленному оказанию пострадавшим медицинской и иной необходимой помощи.

Сотрудник, применивший физическую силу, специальные средства, применивший или использовавший оружие, незамедлительно докладывает об этом своему непосредственному начальнику.

О ранении или смерти лица вследствие применения к нему сотрудником физической силы, специальных средств, применения или использования оружия незамедлительно уведомляется соответствующий прокурор.

Сотрудник не несет ответственности за вред, причиненный в связи с применением физической силы, специальных средств, применением или использованием оружия в случаях, предусмотренных настоящим Законом, и при наличии одного из обстоятельств, исключающих преступность деяния, признание деяния административным правонарушением, установленных соответственно Уголовным кодексом Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Применение физической силы, специальных средств, применение или использование оружия с нарушением требований настоящего Закона влекут ответственность, установленную законодательными актами.

 

Статья 23. Применение физической силы сотрудниками

 

Сотрудники вправе применить физическую силу (в том числе боевые приемы борьбы, подручные средства) для самообороны, защиты иных лиц, преодоления противодействия законным требованиям сотрудников, если ненасильственными способами это сделать невозможно.

 

Статья 24. Применение специальных средств сотрудниками

 

Сотрудники вправе применить наручники, резиновые палки, средства связывания, специальные химические вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для вскрытия помещений, устройства для принудительной остановки транспортных средств и другие специальные средства в случае:

отражения нападения на сотрудника, иных граждан;

отражения нападения на здания, помещения, сооружения, транспортные средства Государственного комитета судебных экспертиз;

пресечения неповиновения или сопротивления законному требованию сотрудника или иных лиц, исполняющих служебные обязанности по предотвращению, пресечению преступлений и административных правонарушений;

задержания и доставления в органы уголовного преследования лица, совершившего действия, указанные в абзацах втором - четвертом настоящей части;

в иных случаях, определяемых Президентом Республики Беларусь.

Вид специального средства и интенсивность его применения определяются сотрудником самостоятельно с учетом складывающейся обстановки, характера преступления, административного правонарушения и личности правонарушителя.

Специальные средства запрещается применять в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения или иных действий, угрожающих жизни или здоровью сотрудника, иных граждан.

 

Статья 25. Применение и использование оружия сотрудниками

 

Сотрудник имеет право на применение оружия в отношении лица:

совершающего нападение на сотрудника, иных граждан, когда их жизнь или здоровье подвергаются опасности;

совершающего нападение в составе группы или нападение, сопряженное с применением оружия либо взрывов, поджогов и иных общеопасных способов, использованием транспортных средств, машин или механизмов, на здания, помещения, сооружения, транспортные средства Государственного комитета судебных экспертиз;

совершающего действие, непосредственно направленное на насильственное завладение находящимися у сотрудника оружием, боеприпасами к нему, специальными средствами;

застигнутого при совершении действий, указанных в абзацах втором - четвертом настоящей части, и пытающегося скрыться, когда в целях избежания задержания это лицо угрожает применением либо применяет оружие, взрывчатое вещество, взрывное устройство или другие предметы, представляющие опасность для жизни или здоровья сотрудника, иных граждан;

не подчинившегося законному требованию сотрудника немедленно сдать (положить) оружие, взрывчатое вещество, взрывное устройство или другие предметы, применение которых может угрожать жизни или здоровью сотрудника, иных граждан.

Совершение лицом действий, правомерно запрещенных ему сотрудником и выражающихся в попытке приблизиться к сотруднику ближе указанного расстояния, достать что-либо из одежды или ручной клади, либо иных действий, которые могут быть истолкованы сотрудником как угроза применения насилия, опасного для жизни или здоровья его, иных граждан, предоставляет сотруднику право применить оружие в соответствии с настоящим Законом.

Сотрудник имеет право на использование оружия для:

подачи сигнала тревоги или вызова помощи;

обезвреживания животного, непосредственно угрожающего жизни или здоровью сотрудника, иных граждан;

остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель не подчиняется заведомо очевидным для него законным неоднократным требованиям сотрудника об остановке транспортного средства и его действия создают реальную угрозу жизни или здоровью сотрудника, иных граждан.

Сотрудники имеют право на применение и использование оружия в иных случаях, определяемых Президентом Республики Беларусь.

Сотрудник вправе привести оружие в готовность к стрельбе, если считает, что в создавшейся обстановке не исключена возможность его применения или использования.

Запрещается применять и использовать оружие:

при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица;

в направлении складов (хранилищ), содержащих огнеопасные, взрывоопасные, а также сильнодействующие ядовитые вещества, и средств транспортировки этих веществ;

в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения или иных действий, угрожающих жизни или здоровью сотрудника, иных граждан.

 

ГЛАВА 6

ГАРАНТИИ ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СОТРУДНИКОВ И ЛИЦ ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА ИЗ ЧИСЛА СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ

 

Статья 26. Правовая защита сотрудников и лиц гражданского персонала из числа судебных экспертов

 

Сотрудники и лица гражданского персонала из числа судебных экспертов при исполнении служебных обязанностей являются представителями власти и находятся под защитой государства.

Воздействие на них в какой-либо форме других государственных органов, политических партий, других общественных объединений, иных организаций или их представителей, граждан в целях оказания влияния на принимаемые сотрудниками и лицами гражданского персонала из числа судебных экспертов решения (действия) или воспрепятствования в какой-либо форме их служебной деятельности влечет ответственность, установленную законодательными актами.

Сотрудники и лица гражданского персонала из числа судебных экспертов не обязаны давать какие-либо объяснения по существу проводимых (проведенных) экспертных исследований, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

 

Статья 27. Право сотрудников и лиц гражданского персонала из числа судебных экспертов на обоснованный профессиональный риск

 

Сотрудники и лица гражданского персонала из числа судебных экспертов при исполнении служебных обязанностей имеют право на обоснованный профессиональный риск. Причинение сотрудником или лицом гражданского персонала из числа судебных экспертов вреда при обоснованном профессиональном риске для достижения общественно полезной цели не является правонарушением.

Профессиональный риск признается обоснованным, если совершенное сотрудником или лицом гражданского персонала из числа судебных экспертов деяние объективно вытекало из сложившейся обстановки, а поставленная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями и сотрудник или лицо гражданского персонала из числа судебных экспертов, допустившие риск, приняли все возможные меры для предотвращения вреда охраняемым законом интересам.

 

Статья 28. Государственная защита сотрудников и лиц гражданского персонала из числа судебных экспертов, их близких

 

Государственная защита сотрудников и лиц гражданского персонала из числа судебных экспертов, их близких осуществляется в соответствии с законодательством о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих (надзорных) органов, сотрудников органа государственной охраны.

 

Статья 29. Обязательное государственное страхование сотрудников и лиц гражданского персонала из числа судебных экспертов

 

Сотрудники и лица гражданского персонала из числа судебных экспертов подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств республиканского бюджета, а также иных источников, предусмотренных законодательством.

В случае гибели (смерти) сотрудника (лица гражданского персонала из числа судебных экспертов), наступившей вследствие преступного посягательства на его жизнь или здоровье в связи с осуществлением им служебной деятельности либо вследствие принятия им мер по предотвращению (пресечению) преступления, административного правонарушения, семье погибшего (умершего) сотрудника (лица гражданского персонала из числа судебных экспертов) (их наследникам) производится единовременная страховая выплата в размере 10-летней суммы оклада денежного содержания и надбавки за выслугу лет (заработной платы) погибшего (умершего). Данная страховая выплата производится по указанным основаниям также в случае смерти сотрудника (лица гражданского персонала из числа судебных экспертов), наступившей в течение одного года после прекращения им службы (работы) в Государственном комитете судебных экспертиз.

При установлении сотруднику (лицу гражданского персонала из числа судебных экспертов), в том числе в течение одного года после прекращения им службы (работы) в Государственном комитете судебных экспертиз, инвалидности, наступившей вследствие преступного посягательства на его жизнь или здоровье в связи с осуществлением им служебной деятельности либо вследствие принятия им мер по предотвращению (пресечению) преступления, административного правонарушения, подтвержденной медицинским заключением, производится единовременная страховая выплата в размере:

5-летней суммы оклада денежного содержания и надбавки за выслугу лет (заработной платы) - инвалиду I группы;

4-летней суммы оклада денежного содержания и надбавки за выслугу лет (заработной платы) - инвалиду II группы;

3-летней суммы оклада денежного содержания и надбавки за выслугу лет (заработной платы) - инвалиду III группы.

Сотруднику (лицу гражданского персонала из числа судебных экспертов), получившему тяжкое или менее тяжкое телесное повреждение, не повлекшее инвалидности, вследствие преступного посягательства на его жизнь или здоровье в связи с осуществлением им служебной деятельности либо вследствие принятия им мер по предотвращению (пресечению) преступления, административного правонарушения, подтвержденное медицинским заключением, производится единовременная страховая выплата соответственно в размере двухгодичной или полугодовой суммы оклада денежного содержания и надбавки за выслугу лет (заработной платы).

В случае гибели (смерти) сотрудника (лица гражданского персонала из числа судебных экспертов) либо установления ему инвалидности, наступивших в результате ранения (контузии), травмы, увечья, заболевания, либо получения им тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения, не повлекшего инвалидности, легкого телесного повреждения, имевших место при осуществлении им служебной деятельности, подтвержденных медицинским заключением, кроме случаев, предусмотренных частями второй - четвертой настоящей статьи, производится единовременная страховая выплата в размере:

250 базовых величин - семье погибшего (умершего) сотрудника (лица гражданского персонала из числа судебных экспертов) (его наследникам);

100 базовых величин - инвалиду I группы;

75 базовых величин - инвалиду II группы;

50 базовых величин - инвалиду III группы;

10 базовых величин - сотруднику (лицу гражданского персонала из числа судебных экспертов), получившему тяжкое телесное повреждение, не повлекшее инвалидности;

7 базовых величин - сотруднику (лицу гражданского персонала из числа судебных экспертов), получившему менее тяжкое телесное повреждение, не повлекшее инвалидности;

5 базовых величин - сотруднику (лицу гражданского персонала из числа судебных экспертов), получившему легкое телесное повреждение.

Страховая выплата в соответствии с настоящей статьей по одному и тому же страховому случаю производится за вычетом ранее полученных страховых выплат.

В случае уничтожения или повреждения имущества, принадлежащего сотруднику (лицу гражданского персонала из числа судебных экспертов) или его близким, вследствие преступного посягательства на его жизнь или здоровье в связи с осуществлением им служебной деятельности сотруднику (лицу гражданского персонала из числа судебных экспертов) или его близким производится страховая выплата в размере причиненного вреда, но не свыше действительной стоимости уничтоженного или поврежденного имущества на день принятия решения о выплате.

При установлении лиц, виновных в гибели (смерти) сотрудника (лица гражданского персонала из числа судебных экспертов), причинении вреда его здоровью, причинении имущественного вреда сотруднику (лицу гражданского персонала из числа судебных экспертов) или его близким, суммы произведенных страховых выплат подлежат взысканию с виновных лиц.

Порядок и условия осуществления страховых выплат по обязательному государственному страхованию сотрудников и лиц гражданского персонала из числа судебных экспертов определяются Советом Министров Республики Беларусь.

 

Статья 30. Право сотрудников на компенсацию за использование принадлежащих им транспортных средств в служебных целях

 

Сотрудникам, использующим принадлежащие им транспортные средства в служебных целях, выплачивается компенсация в порядке и размере, установленных Советом Министров Республики Беларусь.

 

Статья 31. Права сотрудников и лиц гражданского персонала из числа судебных экспертов при нахождении в служебной командировке

 

Сотрудники и лица гражданского персонала из числа судебных экспертов, находящиеся в служебных командировках, пользуются правом на внеочередное приобретение проездных документов на все виды транспорта и правом на внеочередное размещение в гостиницах по служебным командировочным удостоверениям.

 

Статья 32. Социальная защита сотрудников и лиц гражданского персонала из числа судебных экспертов и членов их семей

 

Государство гарантирует сотрудникам и лицам гражданского персонала из числа судебных экспертов социальную защищенность, осуществляет меры по созданию для них надлежащих условий службы (работы) и социального обеспечения.

Сотрудникам выплачиваются денежное довольствие и денежная компенсация взамен продовольственного пайка в размерах, установленных законодательством.

Сотрудникам гарантируется предоставление их детям мест в учреждениях образования для получения дошкольного образования в течение трех месяцев со дня подачи заявления.

Материальное, пенсионное, социальное и иное обеспечение, включая обеспечение жилыми помещениями, квартирными телефонами, сотрудников, граждан Республики Беларусь, уволенных со службы в запас (отставку), членов их семей осуществляется в порядке и на условиях, установленных законодательными актами для лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и членов их семей. При этом пенсионное обеспечение сотрудников осуществляется Министерством внутренних дел Республики Беларусь за счет средств республиканского бюджета.

Если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, медицинское обслуживание сотрудников, граждан Республики Беларусь, уволенных со службы в запас (отставку), членов их семей, а также членов семей сотрудников, погибших (умерших) при исполнении служебных обязанностей (за исключением случаев, когда гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства или самоубийства, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства), осуществляется Министерством внутренних дел Республики Беларусь за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на содержание Министерства внутренних дел Республики Беларусь, и иных источников, определенных законодательными актами.

Сотрудники имеют первоочередное право на предоставление жилых помещений коммерческого использования коммунального жилищного фонда в соответствии с законодательством.

Законодательными актами для сотрудников и лиц гражданского персонала из числа судебных экспертов, граждан Республики Беларусь, уволенных со службы в запас (отставку), членов их семей, а также членов семей погибших (умерших) сотрудников и лиц гражданского персонала из числа судебных экспертов могут предусматриваться гарантии правовой и социальной защиты, не указанные в настоящей главе.

 

ГЛАВА 7

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ КОМИТЕТЕ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ

 

Статья 33. Судебный эксперт Государственного комитета судебных экспертиз

 

Судебными экспертами Государственного комитета судебных экспертиз являются лица, занимающие в нем штатные должности, в том числе руководителей, подлежащие замещению лицами начальствующего состава Государственного комитета судебных экспертиз и лицами гражданского персонала, непосредственно занятые в соответствии с должностными (служебными) обязанностями организацией проведения (контроля за проведением) и (или) проведением экспертных исследований.

На должность судебного эксперта Государственного комитета судебных экспертиз, подлежащую замещению лицом начальствующего состава Государственного комитета судебных экспертиз, назначение осуществляется в соответствии с Положением о порядке прохождения службы в Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь.

На должность судебного эксперта Государственного комитета судебных экспертиз, подлежащую замещению лицом гражданского персонала, назначается лицо, соответствующее квалификационным требованиям, установленным Государственным комитетом судебных экспертиз.

На должность судебного эксперта-стажера в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся на последнем курсе учреждений высшего образования.

 

Статья 34. Экспертные подразделения Государственного комитета судебных экспертиз

 

Экспертными подразделениями Государственного комитета судебных экспертиз являются структурные подразделения органов Государственного комитета судебных экспертиз, непосредственно занятые организацией проведения (контроля за проведением) и (или) проведением экспертных исследований.

В центральном аппарате Государственного комитета судебных экспертиз могут создаваться экспертные подразделения для круглосуточного содержания лиц, в отношении которых назначено проведение судебно-психиатрической экспертизы (судебно-психиатрические экспертные стационары). Лицам, содержащимся в данных подразделениях, может оказываться медицинская помощь, в том числе психиатрическая, в порядке, установленном законодательством.

 

Статья 35. Научно-методическое обеспечение судебно-экспертной деятельности Государственного комитета судебных экспертиз

 

Для решения вопросов общей методологии проведения экспертных исследований, а также расширения применения в экспертной практике результатов научной и (или) научно-технической деятельности при Государственном комитете судебных экспертиз создается Межведомственный научно-методический совет в сфере судебно-экспертной деятельности.

Положение о Межведомственном научно-методическом совете в сфере судебно-экспертной деятельности и его состав утверждаются Государственным комитетом судебных экспертиз.

Организационное и информационное обеспечение работы Межведомственного научно-методического совета в сфере судебно-экспертной деятельности осуществляется Государственным комитетом судебных экспертиз.

Разработка, апробирование и внедрение новых методик проведения экспертных исследований осуществляются в порядке, установленном Государственным комитетом судебных экспертиз.

 

ГЛАВА 8

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ НАДЗОРА ЗА КАЧЕСТВОМ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

 

Статья 36. Надзор за качеством оказания медицинской помощи

 

Надзор за качеством оказания медицинской помощи включает в себя проведение проверок, мониторинга качества оказания медицинской помощи и иных мероприятий профилактического и предупредительного характера.

Координация деятельности органов Государственного комитета судебных экспертиз по осуществлению надзора за качеством оказания медицинской помощи возлагается на Председателя Государственного комитета судебных экспертиз, Главного государственного судебно-медицинского эксперта Республики Беларусь и руководителей территориальных органов Государственного комитета судебных экспертиз.

Порядок взаимодействия должностных лиц Государственного комитета судебных экспертиз при осуществлении надзора за качеством оказания медицинской помощи, а также порядок проведения ими соответствующих надзорных мероприятий определяются законодательными актами и нормативными правовыми актами Государственного комитета судебных экспертиз.

 

Статья 37. Права должностных лиц Государственного комитета судебных экспертиз при осуществлении надзора за качеством оказания медицинской помощи

 

Должностные лица Государственного комитета судебных экспертиз при осуществлении надзора за качеством оказания медицинской помощи вправе:

истребовать в пределах своей компетенции на безвозмездной основе у государственных органов, иных организаций и физических лиц, обладающих информацией и (или) документами, имеющими отношение к деятельности и (или) имуществу проверяемого субъекта, необходимую для проверки информацию и (или) документы;

вызывать представителей проверяемого субъекта, а также иных лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности проверяемого субъекта;

требовать письменные и устные объяснения от представителей проверяемого субъекта, иных лиц по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки;

осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами.

 

Статья 38. Обязанности должностных лиц Государственного комитета судебных экспертиз при осуществлении надзора за качеством оказания медицинской помощи

 

Должностные лица Государственного комитета судебных экспертиз при осуществлении надзора за качеством оказания медицинской помощи в пределах своей компетенции обязаны:

своевременно и в полной мере использовать предоставленные им полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства;

требовать от представителей проверяемого субъекта устранения выявленных нарушений законодательства и контролировать исполнение этих требований;

соблюдать охраняемую законодательными актами тайну;

передавать в установленном порядке материалы проверок в органы уголовного преследования и суды;

вносить предложения о применении мер дисциплинарного взыскания к лицам, действия (бездействие) которых повлекли нарушения;

информировать организации здравоохранения и органы управления здравоохранением о типичных нарушениях, выявляемых Государственным комитетом судебных экспертиз при осуществлении надзора за качеством оказания медицинской помощи;

исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами.

 

ГЛАВА 9

ФИНАНСОВОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ

 

Статья 39. Финансовое обеспечение Государственного комитета судебных экспертиз

 

Финансирование деятельности Государственного комитета судебных экспертиз осуществляется за счет средств республиканского бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством.

Средства, полученные Государственным комитетом судебных экспертиз от проведения на платной основе экспертных исследований, по гражданско-правовым договорам и от иной приносящей доход деятельности, не облагаются налогами, сборами (пошлинами), в полном объеме поступают в доход республиканского бюджета и используются на его содержание и развитие материально-технической базы.

Часть прибыли (30 процентов), остающейся в распоряжении организаций, подчиненных Государственному комитету судебных экспертиз и не являющихся государственными учреждениями, после уплаты налогов, сборов (пошлин), других платежей в республиканский и местные бюджеты, а также после перечисления в республиканский бюджет части прибыли в соответствии с законодательством, резервируется этими организациями.

Зарезервированная прибыль перечисляется в полном объеме в республиканский бюджет и направляется на содержание и развитие материально-технической базы Государственного комитета судебных экспертиз в порядке, определяемом Государственным комитетом судебных экспертиз по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь.

 

Статья 40. Материально-техническое обеспечение Государственного комитета судебных экспертиз

 

Материально-техническое обеспечение Государственного комитета судебных экспертиз осуществляется путем приобретения необходимых материально-технических средств в порядке, установленном законодательством.

Имущество Государственного комитета судебных экспертиз является собственностью Республики Беларусь и закрепляется на праве оперативного управления за центральным аппаратом Государственного комитета судебных экспертиз, его территориальными органами.

Государственный комитет судебных экспертиз может иметь жилищный фонд, который формируется в порядке, установленном законодательными актами, в том числе жилые помещения коммерческого использования и жилые помещения государственного жилищного фонда в общежитиях.

 

ГЛАВА 10

КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СОТРУДНИКОВ И ЛИЦ ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА

 

Статья 41. Контроль за деятельностью Государственного комитета судебных экспертиз

 

Контроль за деятельностью Государственного комитета судебных экспертиз осуществляется Президентом Республики Беларусь.

 

Статья 42. Надзор за деятельностью Государственного комитета судебных экспертиз

 

Надзор за точным и единообразным исполнением Государственным комитетом судебных экспертиз законодательства осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры в пределах своей компетенции.

 

Статья 43. Ответственность сотрудников и лиц гражданского персонала

 

Сотрудники и лица гражданского персонала за совершенные ими преступления, административные правонарушения несут ответственность в соответствии с законодательными актами.

Граждане и организации, считающие, что действия (бездействие) сотрудников и лиц гражданского персонала ущемляют их права и законные интересы, вправе обжаловать эти действия (бездействие) в порядке, предусмотренном законодательными актами.

Вред, причиненный гражданину или организации в результате незаконных действий (бездействия) сотрудников и лиц гражданского персонала, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством.

Права и законные интересы граждан или организаций, нарушенные сотрудниками и лицами гражданского персонала, если их действия (бездействие) признаны в порядке, установленном законодательством, незаконными, подлежат восстановлению.

Сотрудники несут материальную ответственность за материальный ущерб, причиненный государству при исполнении служебных обязанностей, в соответствии с Положением о материальной ответственности лиц рядового и начальствующего состава Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, утвержденным Советом Министров Республики Беларусь, а также иную ответственность в случаях и порядке, установленных законодательными актами.

 

ГЛАВА 11

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 44. Меры по реализации положений настоящего Закона

 

Государственному комитету судебных экспертиз совместно с Советом Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок:

обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Законом;

принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.

До приведения актов законодательства в соответствие с настоящим Законом они применяются в той части, в которой не противоречат настоящему Закону, если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь.

 

Статья 45. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

 

Президент Республики Беларусь А.Лукашенко