Лингвистическая экспертиза

Объекты:

  • тексты на русском и/или белорусском языках, зафиксированные на материальном носителе (бумажный, фото-, аудио- или видеоноситель);
  • письменные тексты - публикации в периодической печати, книги, листовки, брошюры научно-популярного или общественно-политического содержания, надписи, распечатки сообщений с различных интернет- форумов, блогов, мессенджеров и др.;
  • устные тексты - выступления на митингах, собраниях, интервью, телефонные и иные переговоры, сообщения, тексты-комментарии, сопровождающие видеоряд и др., содержащиеся на фонограммах и видеофонограммах, зафиксированных на аналоговых или цифровых носителях;
  • поликодовые (креолизованные) тексты, состоящие из двух частей: вербальной и невербальной, которые образуют одно визуальное, структурное, смысловое и функциональное целое, то есть вербальная (словесная) составляющая сопровождается статическим или динамическим изображением (карикатуры, демотиваторы, видеоролики и пр.).

Не являются объектами СЛЭ и не могут быть исследованы экспертом-лингвистом:

  • носители информации, в которых используются только невербальные средства передачи информации (жесты, рисунки, фотографии, символы и др.);
  • носители информации, не исходящие непосредственно от автора (составителя) устного или письменного текста (например, протоколы допросов (опросов) свидетелей и иных лиц).

Задачи:

  • Задачей лингвистической экспертизы является исследование текста в целях решения вопросов смыслового понимания.

К компетенции эксперта-лингвиста не относится правовая оценка исследуемых текстов, то есть эксперт не делает выводов о наличии оскорбления, клеветы, унижения чести и достоинства лица (группы лиц), вымогательства, экстремизма, возбуждении национальной, расовой или религиозной вражды или розни, о неприличной форме слов и т.п.

Вопросы:

  • Имеются ли в тексте, представленном на исследование, признаки маскировки его содержательных элементов? Если да, то можно ли определить значения скрытых элементов текста либо их характеристики? (ст. «Незаконное производство, сбыт или пересылка наркотических средств», ст. «Незаконный оборот драгоценных металлов»).
  • Имеются ли в представленном тексте признаки вербальной агрессии в форме угрозы? (ст. «Угроза, шантаж, вымогательство»).
  • Имеются ли в представленном тексте признаки побуждения к каким-либо действиям? (ст. «Призывы, пропаганда, подстрекательство, провокация, вовлечение, склонение, вымогательство»).
  • Имеются ли в представленном тексте высказывания, в которых в данной коммуникативной ситуации негативно оценивается гр. Х? (ст. «Оскорбление, оскорбление Президента, должностных лиц»).
  • Имеются ли в представленных текстах высказывания, в которых негативно оценивается человек или группа лиц по признакам расы, национальности, отношения к религии, а также по отношению к какой-либо социальной группе? (ст. «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»).
  • Содержатся ли в представленных текстах высказывания, в которых идет речь о преимуществе одного человека или группы лиц перед другими людьми по признакам расы, национальности, отношения к религии, а также по отношению к какой-либо социальной группе? (ст. «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»).
  • Имеются ли в представленных текстах высказывания, содержащие положительную оценку враждебных действий одной группы лиц по отношению к другой группе лиц, объединенных по признакам расы, национальности, отношения к религии, а также по отношению к какой-либо социальной группе? (ст. «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»).
  • Имеются ли в представленном тексте высказывания побудительного характера,  призывающих к насильственным действиям (действиям, направленным на причинение вреда) одной группы лиц по отношению к другой группе лиц, объединенных по признакам расы, национальности, отношения к религии, а также по отношению к какой-либо социальной группе? (ст. «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности»).
  • Имеются ли в представленном тексте высказывания, в которых получили речевое выражение какие-либо факты действительности или положение дел, имеющие отношение к гр. Х и выражающие негативную оценку его деятельности? Если да, то в какой форме (утверждения, предположения, оценочного суждения) они представлены? (ст. «Клевета, оскорбление»).

Стоит также отметить, что назначение и проведение лингвистической экспертизы не является обязательным во всех случаях совершения противоправных действий. В частности, наличие в высказываниях очевидных призывов к агрессивным, жестоким насильственным действиям против представителей национальных, расовых, религиозных групп может быть установлено следователем или судом самостоятельно без привлечения специалиста (например, «Утопим в крови китайский квартал!» или «Уничтожайте чеченов: они убивают наших детей!» и проч.). То же касается и высказываний с очевидным оскорбительным потенциалом, адресованных конкретному лицу и содержащих матизмы (так называемые «матерные» слова). Например, высказывание, адресованное женщине: «Ты, И-ва, сука, б**дь продажная!».